Недавно в словаре белорусских строителей болотоходов появилось новое имя – Overcomer

Недавно в словаре белорусских строителей болотоходов появилось новое имя – Overcomer

Человек далёкий от темы, наверняка удивится разнообразию вездеходной техники, производимой в Беларуси. Начиная с многоколёсных супер-тягачей МЗКТ и заканчивая покорительницей Северного полюса «Литвиной». В такой популярности вездеходов нет ничего удивительного – просто взгляните как-нибудь на карту болот Европы… А недавно в словаре белорусских проходимцев появилось новое имя – Overcomer

Болота, если считать вместе с осушенными, занимают почти пятнадцать процентов территории Беларуси. В состоянии «трясина» их, приблизительно, процентов семь. Кажется, что это не так уж много, но представьте себе площадь размером с Москву и Подмосковье в виде сплошного «неодолимого». Знаменитое Полесье такое почти всё. Причём, юго-запад представляет собой низинные болота, а центр и север и северо-восток – верховые. Различие, чтобы вы понимали, в том, что верховые пополняются водой только сверху. Дождь, снег, иногда речки. Низинные – болота грунтового питания. Тут гораздо больше воды, больше древесной растительности. Низинные болота почти не преодолимы. В Полесье есть острова с хуторами, которые пережили Революцию 1917 года, приход Красной армии в 39-м и Вторую мировую войну, ни разу не видев у себя ни большевиков, ни немцев. Но в XXI веке изоляция на пользу не идёт. Поэтому болота осушают, строят дороги и по-настоящему диких мест почти не осталось. Зато появились болота, которые охраняют. Их важность и экологическое значение трудно переоценить. Мало кто знает, но, по сути, кислород, которым дышит вся Европа производится белорусскими болотами. И вот мы приехали на самое большое из верховых болот страны, у которого даже есть собственное имя – Ельня. Приехали на технике, специально созданной для таких мест.

 

DSC_0181_0

DSC_0145_1

DSC_0136_2

 



Снегоболотоходы, по большей части, машины довольно бестолковые, неповоротливые и узкоспециализированные. Создано бесчисленное множество самых разных вариантов вездеходов на шинах низкого давления. От похожих на первые творения Готлиба Даймлера, до восьмиколёсных монстров не похожих ни на что. С ними, как правило, возникают две проблемы. Они мало похожи на автомобили и не имеют допуска к движению по дорогам общего пользования. Кроме того, некоторые из них превращают езду по твёрдой поверхности и пересечённой местности в настоящее мучение, а их крейсерская скорость, увы, невелика. Решить все эти проблемы и попытались конструкторы совместного белорусско-германского автозавод МАЗ-MAN, начав работу над созданием машины с претенциозным названием Hunta. Пять лет ушли на разработки и изготовление прототипов. Первые упоминания об официальном выпуске вездехода прозвучали примерно год назад. И ещё до начала сборки поступили заказы из нескольких стран. Тем не менее, главным рынком своего снегоболотохода белорусы видят именно Россию. Даже название поменяли на более благозвучное – «Хаски» и Overcomer для внешних рынков.

 

DSC_0258_7

 

Рабочее место водителя проникнуто строгой функциональностью

 

DSC_0254_5

 

Многофункциональный дисплей бортового компьютера
работает и как камера заднего вида

 

DSC_0257_4  DSC_0262_6

 

Трансмиссия от «Нивы», но третий рычаг подключает винт

В люксовой версии салон не лишён элементов декора,
а задний диван разделён на три части

 

 


Конструкция «Хаски» оригинальна настолько, насколько это возможно в наше время. Пространственная рама, пластиковый кузов, полностью независимая подвеска, постоянный полный привод, двигатель – дизельный Fiat STD, или бензиновый от Chevrolet Niva, от которой, в таком варианте, берутся и коробка передач с раздаткой. С итальянским мотором стыкуют японскую коробку и ту же «нивскую» раздатку. К трансмиссии добавлен узел отбора мощности, который приводит в движение винт, или другой необходимый агрегат. Приводы колёс также от вазовского внедорожника. Всё это скомпоновано и собрано на оригинальных элементах. В ступицы колёс встроена система подкачки шин. Дорожное давление составляет порядка 0,20 атм. Нижняя граница, понятное дело, не обозначена, но по верховому болоту мы ехали на 0,05. Вездеход способен преодолевать водные преграды за счёт плавучести кузова и колёс, которые перед заплывом надо накачать. Скорость хода по стоячей воде при полном штиле порядка пяти узлов, ну, или около 8-9 км/ч. При этом, «Хаски» на воде очень чувствителен к распределению седоков и груза. Сообразительные журналисты, кидались с борта на борт, пытаясь поймать в объектив вторую машину, в результате чего, амфибия то получала крен, так что вода гуляла по полу, то дифферент на корму, при котором, открыв заднюю дверь, можно было свесить ноги в воду. В целом машина по воде движется бойко и уверенно, лихо поворачивая с помощью колёс.

 

DSC_0213_8  DSC_0174_9

 

Вездеход абсолютно не боится купания, только пар из-под капота пускает

Гребной винт на откидной колонке разгоняет «Хаски» до 8 км/ч

 

DSC_0227_10

 

 



ОКНА ПРОТИВ «ХАСКИ»

На болоте самым неприятным и опасным препятствием являются «окна» открытой воды. Их хорошо видно, если высунуться в люк, а вот из-за руля не очень. Однако, в «окно» мы попали не случайно, а по доброй воле, ради демонстрации своих возможностей. Сказать, что всё прошло гладко, я не могу. Попытки двигаться в раскачку, или ходом не привели к заметному результату. Тактика движения, по сути, может быть только одна. Стравив давление до «нуля», на понижающей пустить машину на холостых, поставив руль прямо. По сантиметру в две секунды «Хаски» уныло, но уверенно ползёт в болотной жиже. Лебедиться не за что, подкладывать нечего, а толкать невозможно. К финалу первого получаса я даже предложил зацепить трос и вытащить руками, но призыв отклика не нашёл. Конечно, в итоге вездеход выбрался! Но времени мы потратили столько, что все последующие окна старались объезжать. Впрочем, даже это давалось не просто, и пару раз мы попадали в непроходимый лабиринт из больших и маленьких проплешин. Казалось, погружение было неминуемо, но опыт и решительность брали своё.

Салон вездехода не слишком напоминает Bentley, но мы провели в нём весь день и не слишком устали. Хотя, надо заметить, трясёт там изрядно и довольно шумно. Разговаривать можно не слишком повышая голос, но пошептаться точно не удастся. Поясные ремни безопасности предусмотрены только спереди. Сзади, в зависимости от версии, три или четыре места. Из удобств только ручки у крыши и люк над головой. В люке на ходу торчать неудобно – рёбра трещат на каждой кочке, зато кондиционер не нужен и обзор отличный. Вот только комары…

 

DSC_0243_14

DSC_0288_11

 

В основе болотохода пространственная рама и пластиковый кузов.
Конструкция жёсткая и лёгкая

 

DSC_0129_12

 

Полноценная подвеска обеспечивает довольно комфортный ход по дорогам

 

DSC_0255_13  DSC_0173_15

 

Система регулирования давления в шинах разведена на каждое колесо

Запаски нет, но есть ниша для номерного знака

 



ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ

Понятно, что половину успеха вездехода на бездорожье определяет движитель, в нашем случае – колёса. На «Хаски» ставят шины низкого давления производства «Белшина» диаметром 1400 мм. У них не слишком развитые грунтозацепы, что, конечно, снижает тряску на твёрдой поверхности, но в трясине преимуществ не даёт. Обычная проблема всех машин с шинами низкого давления – выход из реки, или движение вверх по склону, характерна и для «Хаски». Но, поскольку кое-какие грунтозацепы всё же есть, это не фатально. Кстати, на одной из трёх машин, показанных на презентации, шины были шипованные, что добавляло к названию болотоход ещё и приставку снего-…

 

DSC_0247_19

DSC_0251_16  DSC_0238_18  DSC_0131_17

 



ПЕРСПЕКТИВЫ

Больше всего спорили о том, для чего нужны такие машины. Тундра, снег, болота… Много ли ездят по тундре в транспортном средстве размером с УАЗ «Хантер»? Хотя я, например, видел «Бронто», приобретённый только для того, чтобы доезжать до гаража с МТЛБ. Стоит себе, молотит всю ночь, благо мотор маленький и дизельный… У «Хаски» есть несколько очевидных преимуществ: ездовой комфорт, привычное управление, доступное каждому после небольшой тренировки, способность быстро преодолевать водные преграды, грузоподъёмность в тонну и компактность. Вездеход легко войдет в советский вертолёт, он вполне способен держаться в колонне грузовиков, идущих по гравийке или зимнику. Полезным подспорьем может стать вал отбора мощности. Ну, и не надо забывать про проходимость. Ради чего, по большому счету, он и создавался. Кстати, в России его оценивают два с половиной миллиона. Неплохо для транспортного средства, которое не признаёт границ!