Эльбрус. Хроника Квадровосхождения
Горный туризм – дело далеко не простое. Не каждому под силу одолеть восхождение, особенно если не только поднимаешься сам, но тащишь за собой квадроцикл
Эту странную на первый взгляд затею больше двух лет назад предложил мой друг и напарник по трофи-рейдам Артём Куимов. Понятия не имею, каким причудливым путём мысль о восхождении проникла в его отчаянную голову, но однажды, в начале 2014 года, он позвонил мне и без предисловий спросил: «Ты же в горы раньше ходила? А давай на Эльбрус на квадриках заедем?!» Сначала я было согласилась, и только потом, как, наверное, и вы сейчас, задумалась: «А зачем?» Однако оказалось, что это может стать не только интересным приключением, но ещё и рекордом Книги Гиннеса.
О нашей первой попытке летом 2014 года, наверное, слышали многие. Тогда мы добрались до высоты 5150 м и были остановлены местными властями из-за административных проблем. Было очень обидно сойти с полдороги, и хотя рекорд высотного заезда на квадроцикле был всё же поставлен, его можно было элементарно побить, заехав всего на метр выше. Вот вершина (5642 м) была бы нашей навсегда. Тут уж на метр выше не подымешься. Так что же, столько сил потрачено зря? Выяснилось, что нет. Артём, как человек волевой и целеустремлённый, от задуманного не отказался. И в начале 2016 года стал собирать новую команду, параллельно занимаясь нужными согласованиями. На этот раз осечки быть не должно! Подготовка техники, хитроумных решений и инженерных прорывов заняла несколько месяцев. Будущий квадровосходитель пропадал в гараже всё свободное время, извёл пару тонн металла, две болгарки и один сварочный аппарат, но изготовил хитроумные снежные якори, специальные колёсные катушки и направляющие для намотки троса.
Где-то там, за перегибом, далёкая и невидимая пока вершина.
Самое начало восхождения
Ни кислорода, ни видимости, ни сил – часто вокруг был один туман,
и вверх нас вело исключительно тупое упрямство
Плоды больной фантазии главного инженера:
конструкции и приспособления для облегчения подъёма
Конечно такого уклона не бывает, это просто горизонт завален,
а парень прислонился и отдыхает!
Когда была собрана команда и закуплено недостающее снаряжение, мы на двух машинах выдвинулись в Приэльбрусье, где нас встретил горный гид Сергей Баранов, руководитель компании Mountain Guide, знакомый нам по прошлому восхождению. Мы поселились в гостинице в Терсколе и начали акклиматизироваться. Первые дней десять ушли на хождение пешком по склонам Чегета и Эльбруса, ночёвку на высоте 3700 м в приюте «Бочки» и пешие подходы под скалы Пастухова на 4700 м. Известно, что неадаптированные организмы чувствуют себя в горах не слишком хорошо. И если мне и Артёму подготовка давалась относительно лёгко, то остальным приходилось несладко. Головная боль, слабость, головокружения и полное отсутствие сил изрядно измучили ребят, но отступать никто не собирался.
И вот настало утро восхождения. В первый день квадрик сумел подняться на «Бочки» по дороге из Азау, потом чуть выше Приюта Одиннадцати, но дальше по раскисшему снегу проехать не смог, и было решено двигаться вверх на следующее утро, по холодку, пока снег ещё «схвачен», то есть твёрдый и не проваливается под колёсами.
Вид на Восточную вершину, ту, что пониже.
Страховка в горах самое важное! Эти самодельные колья –
новое слово в кустарном квадроальпинизме
Исторический момент: такое самобеглое устройство
впервые заезжает на вершину Эльбруса
Предвершинный взлёт и одинокий фотограф.
Отправлен вперёд для фиксации процесса
На следующий день нечеловеческим усилием мы подняли квадроцикл на 5050 м (начало косого траверса) и оставили там, накрыв чехлом и присыпав снегом, а сами спустились на «Бочки». Третий день закончился уже на высоте 5200 м, но непогода вынудила нас снова спуститься. Гроза в горах – дело нешуточное, поэтому следующие два дня пришлось провести в лагере, дожидаясь погоды и возможности продолжить подъём.
Четвёртый и пятый день восхождения мы работали на Косой полке. Долго и упорно. Там было два очень сложных момента обхода скал – они заняли много времени. Закончили уже в воскресенье вечером, на высоте 5370 м, проехав за два дня 1200 метров линейно и 170 – в высоту. Правда, после этого пришлось спуститься вниз, оставив квадроцикл почти на седловине горы, чтобы на следующий день выступить на новый решительный штурм.
Двадцать второго июня мы проснулись в 3:15 утра, сели в ратрак и начали движение по Косой полке до оставленного где-то вдалеке квадрика. Часов в девять уже были на седловине, разглядывая один из самых сложных склонов горы – «взлёт» – крутой и покрытый трещинами. Около часа дня мы поднялись на предвершинное плато, пройдя несколько сложных верёвок, а там уж и до вершины рукой подать. В два часа дня на вершину взошли люди, а в три заехал квадроцикл, причём для большей безопасности нам пришлось прокопать в узком гребне углубление под правые колёса. Часа в четыре дня, после фотосессии, восторгов и вершинных шоколадок, мы начали движение вниз, в обратном порядке: предвершинный гребень, плато, взлёт (теперь уже, точнее, слёт), седловина. В районе восьми вечера, когда стало темнеть и пропала видимость, а люди окончательно выбились из сил, квадр оставили на косом траверсе, перед самым сложным местом – обходом скал. Оттуда вернулись на ночёвку. День получился невероятно продуктивным: мы не только взяли вершину, но и прошли большую часть спуска.
На следующее утро, часов в десять, самые стойкие вернулись закончить восхождение, скатив квадрик по косой полке до прямой ровной дороги вниз, на «Бочки». Около семи вечера, сбежав от начавшейся в горах грозы, мы уже были почти дома, в вагончиках на 3700 метрах. Итого восхождение заняло семь дней и отняло море сил – как физических, так и моральных. Что касается организации быта, то, к счастью, ночевать в палатке на 5300 м, на седловине, нам не пришлось, хотя снаряжение и решимость для этого были. Мы с комфортом жили в гостинице «Аламат» в Терсколе, а когда поднимались наверх, на горе нас ждал уютный вагончик с полками в два яруса на десять человек и с потрясающими удобствами на улице, в маленьком розовом сарайчике, метрах в пятнадцати вверх по склону. С его помощью было очень удобно проверять степень акклиматизации, бегая утром из вагончика в туалет. Перепад по высоте в несколько метров поначалу вызывал чудовищную одышку, а ближе к окончанию экспедиции даже не повышал пульса.
Так закончилось наше необычное восхождение. Удивительное дело, но месяцы подготовки, мозговые штурмы в поиске технических решений, дни тяжёлой монотонной работы на пределе сил уместились всего в нескольких абзацах печатного текста. Причём выглядит он как рассказ о небольшой зимней прогулке. Но, поверьте, эти дни навсегда останутся в памяти тех, кто, сидя на заснеженной вершине рядом с остывающим квадроциклом, испытывал пьянящий восторг от покорения вершины и победы над собой.
КОМАНДА
Артём Куимов – пилот квадроцикла. Двукратный чемпион России по трофи-рейдам. Идейный вдохновитель, руководитель и спонсор экспедиции. Человек волевой и целеустремленный.
Инна Мартьянова – второй пилот. Мастер спорта, чемпион России по трофи-рейдам, бронзовый призёр чемпионата России по ралли-рейдам в классе Т3. Белоснежка среди семи гномов и муза экспедиции, причём с хорошей альпинистской подготовкой.
Сергей Баранов – ответственный за альпинистскую часть восхождения. Мастер спорта, горный гид, суровый и бескомпромиссный блюститель безопасности в горах.
Александр Рязанов – фотокорреспондент, обладатель миллиона гаджетов и повелитель кнопок.
Андрей Чумаков – высотный фото – и видеооператор, наиболее ответственный и самоотверженный участник группы.
Семён Натореев – помощник всех, неутомимый шерпа, специалист по поиску потерянных в снегу запчастей.
Владислав Чебышев – самый воспитанный и спокойный участник.
Азнор Хаджиев, Ислам Глашев – спасатели МЧС Эльбрусского ПСО, незаменимые и стойкие люди с отличной альпинистской подготовкой.