На снегоходах – по безлюдным областям Северной Карелии

30 июля 2013
На снегоходах – по безлюдным областям Северной Карелии
Есть на северо-востоке Карелии национальный парк Водлозерский. Начинается он от Водлозера и простирается фактически до Белого моря. Туда-то мы и отправились... Изюминка этого места в том, что там мало кто бывает. Отъезжаешь от Водлозера, а дальше — бескрайние болота с минимумом растительности.


Иногда, правда, встречаются небольшие перелески, но это скорее исключение, чем правило. Зверья хватает, попадается множество лосиных и заячьих следов. Весной там встречают оленей. Раньше видели много глухарей, но в этом году значительно меньше. Первые наши 25 км проходили по территории национального парка, потом мы все время шли рядом с ним — нам не дали разрешение идти дальше по его территории.



Само Водлозеро достаточно большое, более 30 км в длину, с множеством островов, на которых находятся деревни. К концу прошлого века они вымерли, сейчас же началась новая волна застройки этих мест.
 
СНЕГОХОДЫ И ИХ БОЛЬНЫЕ МЕСТА

После «покатушечных» поездок прошлых годов родилась идея доехать напрямую через болота и озера до Белого моря. Получается недалеко — всего-то 200 км.

Компания наша состояла  из шести единомышленников на снегоходах: Lynx 49 Ranger 600 E-Tec, Polaris 800 Switchback Аssault, Ski-Doo Renegade 800 E-Tec и Arсtic Cat Crossfire 800. Фаркопы были только у Ranger, так что тащить прицепы с топливом, съестными припасами и всем скарбом пришлось им. Вся техника у нас двухтактная. Три снегохода BRP с новыми моторами Е-Teс показали себя просто отлично: экономичные и безотказные. Приятные впечатления остались от проходимости Lynx Ranger вкупе с хорошей управляемостью и маневренностью с санями. Единственное слабое место — рычаги. Уж слишком они нежные, за 1000 км  согнулись до неузнаваемости, и это при отсутствии жестких ударов.



У Polaris 800 тоже обнаружили слабое место. При небольшом ударе в лыжу сбоку ломается нижний рычаг. Впрочем, фантазия и сноровка помогли нам реанимировать подбитую технику. При ремонте использовали подручные средства: топор, стяжки, гаечные ключи. Никакой сварки и механизации!

До поселка Кугонаволок добрались за сутки, как и планировали. Поселились в местной гостинице с «удобствами» во дворе. Оформили все пропуска и документы для въезда в национальный парк. На следующий день тремя снегоходами совершили пробный выезд до предполагаемого места следующей ночевки: надо было проверить состояние охотничьего домика. Остальные члены экипажа снаряжали сани, привязывали канистры к снегоходам. Разведка вернулась около пяти вечера с хорошими новостями: переночевать можно, и достаточно комфортно.

Наутро стартанули. Пройдя 20 км до границы парка, остановились на фотосессию. Заглушили двигатели. И вдруг сюрприз: не смогли завести Arсtic Cat! Он отказывался подавать признаки жизни! Продиагностировав все, что только можно в полевых условиях, мы не нашли причины отказа техники. Пришлось отбуксировать снегоход в ближайшую деревню, определив его на постой в одном из домов, и продолжили экспедицию. Теперь один Lynx Ranger вез двоих.


Деревня Поньга. Река Онега, западный берег, «снегоходный мостик»


До первого места ночевки добрались затемно. До следующего пункта около 80 км по болотам. Пересекая одно из озер, по пути столкнулись с тем, что на нем было много верховой воды. Решили отправить на разведку оба Polaris. Уже с другого берега они сообщили по рации, что в целом все не так страшно, но с санями будет непросто. Следующим пошел с санями один из Ranger, затем второй. Замыкал Renegadе. Хороший грунтозацеп и мощный мотор делают свое дело! Невзирая на груз, скорость по мокрому от верховой воды снегу иногда доходила до 60 км.

За 10 км до Кожозера началась холмистая местность. Lynx Ranger отлично справлялись с задачей, поднимая сани в затяжные подъемы, иногда осложненные крутыми резкими поворотами. Спортивные снегоходы прокатывали дорогу, находили нужное направление. У каждого была своя миссия.

Перед озером нас встретил «спецучасток» длиной в несколько километров в виде не совсем замерзшей речки. Два снегохода уехали на разведку, так как уже смеркалось. В сумерках было бы очень сложно найти подходящее жилье, а ночевать в полевых условиях нам не хотелось, ибо палаток мы не брали. Перевязав сани и закопав часть канистр с бензином под елкой, рванули на речку. Десять минут страха — и мы на озере. Адреналин зашкаливал. По следам наших разведчиков уже в темноте доехали до места ночевки. Нам повезло: из избушки, в которой мы собирались ночевать, только что уехали рыбаки, так что там было натоплено.



Поселок Ворзогоры. Так он выглядит с колокольни. На дальнем плане — море

В ПОИСКАХ ОНЕГ
План на следующий день: посещение Кожозерского монастыря и поиск дороги на Онегу.

До Белого моря по GPS оставалось не более 100 км, поэтому решили дальше идти вообще налегке, без спальников и запасов бензина. Мы предполагали, что от Кожозера будет накатанная рыбаками дорога, поэтому к вечеру планировали достичь города Онега.

Поднялись пораньше, разгрузили снегоходы, заправили топливом баки. Весь скарб оставили в избушке, надеясь, что все будет в целости и сохранности — места-то безлюдные. Без саней снегоходы просто летели!

Осмотрели достопримечательности: несколько разрушенных зданий, амбар и пару восстановленных строений — это, собственно, и все, что осталось от Кожозерского монастыря. Сейчас обитель восстанавливают и благоустраивают несколько энтузиастов. Природа вокруг потрясающая! После снегопада все деревья щеголяли в снежных шапках…

Выехали на предполагаемую дорогу и увидели снегоходную тропу. По следу было видно, что здесь бывают снегоходы с широкими гусеницами и с санями, неспешно передвигающиеся с частыми остановками. Мы же закладывались на иной темп поездки, предполагая к вечеру оказаться в гостинице. Нажали на газ, но быстрее 35–40 км/ч все равно не получалось — дорога напоминала гребенку.

Polaris и Renegadе чувствовали себя замечательно, а вот на Ranger с его длинной гусеницей и высоким грунтозацепом было некомфортно. Путь в 50 км в режиме вибростенда утомил. Решили сменить пейзаж и выскочили на болото. Это было ошибкой — на 5 км ушло два часа. Задерживали серьезно заросшие перелески между болотами.



«Стрелой пронзенный». Такое случается в ночном лесу

До реки Онега добрались, когда стемнело. По нашей задумке еще 25 км до самой гостиницы предстояло без труда проехать по реке. Так что, выехав на нее, мы фактически праздновали победу. Рванули в сторону города по реке. Но это было большой ошибкой! Мы не учли бурное течение, а ведь даже расположенная здесь деревня называется Порог. Снегоходы тянуло вправо к открытой воде. Чудом удалось избежать столкновения с камнями.

Пришлось менять план, а уже совсем темно. Найти дорогу в темноте непросто, поэтому мы пошли параллельно шоссе. Не доезжая нескольких километров до города Онега, мы все же решили спрыгнуть на реку. Здесь нас встретили высокий берег и торосы. Морские приливы и отливы как раз и создают эти ледяные баррикады на реке, ведь до моря оставались считаные километры. Но подняться обратно наверх мы уже не могли, пришлось справляться с ситуацией. Петляя, как зайцы, между торосами, мы двигались к центру города. Только к 10 вечера мы добрались до гостиницы.



Остановка — сверка маршрута. Для некоторых это прекрасный способ передохнуть, не слезая с боевого коня

После ночевок в рыбацких и охотничьих домиках мягкие кровати и теплый душ казались раем.

В наступивший день погода нас не жаловала. Изморозь — очки и куртки покрывались тонким ледовым налетом. Однако и цель была близко. Мы выехали в залив и решили насколько возможно приблизиться к открытому морю. Но, к счастью или нет, вокруг дыбились торосы и иногда невозможно было понять, есть ли под снегом лед или нет. Мы ехали, пока не увидели пятно открытой воды вдалеке. Цель была достигнута!

От моря двинулись осматривать достопримечательности в сторону деревни Малошуйки. Посетив несколько населенных пунктов с деревянными церквями, сбились с курса. До Ижмы мы не доехали, темнело, решили возвращаться в гостиницу. За этот день прошли 155 км.



Небольшой перерыв. Ждем новостей от высланной вперед разведгруппы

Упростив немного маршрут, утром выдвинулись в сторону поселка Кугонаволок. Добрались до Кожозера за световой день. Как мы и предполагали, наши вещи в рыбацкой избушке остались нетронутыми. На следующий день забрали из деревни захворавшего «котика» — Arctiс Cat.

Обратная дорога проходила по знакомому маршруту и не представляла опасности. Скорость нашего движения увеличилась, до машин добрались быстро. И даже не верилось, что всего двое суток назад мы были на берегу самого Белого моря.