По сакральным местам Байкала — на гидроциклах Yamaha

13 октября 2013
По сакральным местам Байкала — на гидроциклах Yamaha
Возможно ли 800-километровое путешествие по Байкалу на гидроциклах? Компания Yamaha решила выяснить это с помощью команды журналистов, готовых окунуться в холодную воду за бутылку виски. Наш обозреватель бесстрастно наблюдал за происходящим...



Впервые пять минут труднее всего оказалось убедить себя в том, что вода не холодная, а гидроцикл — надежное судно. Забегая вперед, скажу, что каких-либо проблем с техникой не было. За одним из ужинов разгорелся спор: журналисты утверждали, что перевернуть гидроцикл — нечего делать, а «ямаховцы» были готовы выставить многолитровую бутылку виски любому, кто это сможет сотворить с Yamaha FX Cruiser SHO. При этом искрили техническими терминами, объясняя подробности конструкции, и личным опытом. Коллеги решили заработать приз в заключительный день похода. Подробности ниже.



Миновав обжитый чайками остров, налюбовались видами осененной крестом стоянки. После заправки и обеда пролетели заливчик, в котором температура воды поднялась до невероятных 17 градусов! Кстати, индикатор температуры воды в ходе путешествия был самым наблюдаемым на панели приборов. Обычно он показывал  плюс 4 градуса по Цельсию. Зато Байкал отличается по цвету воды и форме берегов: то холмы — луга — леса, то скалы разнообразной расцветки. Переменчива и погода. Внезапно выскочили в полосу дождя, а то вдруг чуть не потерялись в неожиданно сгустившемся тумане. В итоге вломились в Ольхонский залив с оглушительными зуммерами «топливо на нуле» и заливались у переправы из заранее вызванного автозаправщика.

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ОЗЕРА

Ночевали под настоящей буддийской ступой на острове Огой, к которой паломники тянутся издалека. В благодарность за хорошую погоду вчера и во имя благоприятной в будущем и мы обошли ее три раза босиком. Возможно, обряд и не самый точный, но вроде бы помогло. Тем более что после культовых креста и ступы мы посетили скалу Шаманка на мысе Бурхан. Как утверждают местные путеводители, одну из девяти святынь Азии, по преданиям служащую земным дворцом старшего духа — владыки Ольхона.



Романтические гроты. Западный берег Ольхона и мелкие острова Малого моря изобилуют пещерами, причем некоторые из них сквозные

ШАМАН-СКАЛА
Симпатичная бухта с выдающейся в озеро скалой с двумя вершинами. Паранормальное место, про которое говорят, что: а) тут не работает компас… б) в продолжение доисторической традиции жертвоприношений тут регулярно происходят несчастные случаи с летальным исходом. Отсутствие компаса спровоцировало одного из нас на скалолазные подвиги. И это, как утверждает сам герой, стало настоящим испытанием силы духа и воли. Особенно после того, как, с большим трудом спустившись, он обнаружил, что на самом верху оставил фотоаппарат, и пришлось лезть еще раз. Интересно, что пещера шаманов не слишком большая. Скорее это просто наклонный сквозной проход с одной стороны скалы на другую с небольшим расширением у нижнего входа. Чтобы в ней комфортно разместиться, надо обладать либо небольшими потребностями, либо большим воображением, либо возможностью раздвигать стены.

ПОЛЕТ
Мы пересекали Малое море в полный штиль — шли по невероятному зеркалу, отражающему синее небо и облака. Ирреальные ощущения полета в сторону гор восточного берега, которые, так же как и облака, стоят на месте и не приближаются десятки минут. Казалось, что горы можно заставить «расти» ручкой газа, но даже перевалившая за 100 км/ч скорость не давала желаемого результата. Зато мы сожгли за этот переход незапланированное количество топлива. Причем на старте не собирались нестись «на все деньги». Наоборот, не сговариваясь, выстроились в ряд, понимая, что всем хочется оставить именно свой след на необъятной водной глади, и тронулись с обычными 70 км/ч. Однако постепенно то ли неизменяемость пейзажа, то ли вечный дух соперничества разогнали кавалькаду за сотню — от 105 до 113 — и разломали строй. Пристали. Восторженный обмен мнениями о красивом полете был прерван инспектором заповедника, появившимся на моторке без опознавательных знаков, но с бляхой и в сопровождении помощницы с красной папкой. Объяснив нам, что мы вышли на берег «в неположенном месте», официальные лица приступили к составлению протокола. Основной довод: на воде хоть что делайте — хоть катайтесь, хоть сети ставьте, а выход на берег только через протокол.



Мелкие по сравнению с озером. Суда на Байкале, в том числе гораздо довольно большие, принято называть катерами.

МИШКИ НА БАЙКАЛЕ
Нас постоянно стращали медведями, которыми местные берега чуть ли не кишат. И действительно, мы увидели двух мишек, пасущихся на поднимающемся из воды довольно крутом склоне. Гидроцикл оказался прекрасным средством для наблюдения за хищниками. Они видят нас и то, что мы без оружия. Мы видим их и понимаем, что догнать они нас не смогут при всем желании, никто никого не боится. Налюбовавшись нами, медведи с достоинством отправились по своим делам... Остановка на ночлег была недалеко от места встречи с хозяевами тайги, более того, медведей видели с моторки и ближе. Но, как обычно, часть экспедиции засыпала в палатках, невзирая ни на заливистый лай собак, живущих на кордоне, ни на говорящее название мыса — Покойники. Накатались за день… Так и уснул с мыслью: может, надо вылезти посмотреть, что это псы так раззадорились?

УШКАНЬИ ОСТРОВА
Вечером второго дня капитан сопровождавшего нас судна получил по радио прогноз погоды: шторм — сильный ветер — волны, но высказался в том смысле, что на Байкале все бывает. Прогноз сбудется, если между вершинами застрянут облака. А не будет их — тронемся по запланированному маршруту на Ушканьи острова знакомиться с нерпами. Философский подход оказался верным, и планы наши менять не пришлось. Переход по открытому морю для нас уже не был в диковинку. Но неожиданно мы нашли на берегу внушительных размеров глыбу из снега и льда. В теневых зонах берегов мы видели снег и раньше, но чтобы вот так, на открытом месте огромная масса льда, — впервые. Конец июня на дворе! Причалили. Как малые дети, ели снег и фотографировались, отдавая дань удивительному сочетанию увиденного со средством передвижения. Гидроцикл же пока в массовом сознании ассоциируется с томными южными пляжами. Пляж мы тоже посетили, но все его обитатели к нашему приезду уже были в воде. Сотни нерп, как поплавки в хороший клев, то появлялись на поверхности, то исчезали под водой. Мы допустили ошибку. По уму надо было припарковаться на другой стороне острова и прийти к нерпам в гости пешком. Но по неверной наводке мы шли не к тому острову… В общем, лежбище сфотографировать не удалось. А вообще с нерпами нужно быть максимально аккуратными. Не в том смысле, что нерпа накинется и съест, а в том, что перепуганное стадо по пути к спасительной воде может передавить свое потомство.



Солнечные пляжи. Среди скал нет-нет да и встретится аккуратный пляж. Но температура воды всего 4 градуса

НАЗАД 500, ВПЕРЕД 500...
Как по Высоцкому, где-то посередине между Ушканьими островами и Ольхоном один из моторов катера сопровождения показал кулак дружбы. Десятки километров до берегов и температура воды 3 градуса, в которой человек без правильной экипировки может протянуть от силы 15 минут, заставили поразмыслить на тему безопасности водных путешествий. У нас, впрочем, все было правильно: корабль поддержки, само собой, шлемы, жилеты, теплая одежда… Текущая проблема: катер на одном моторе не выходит на глиссер, в результате идет медленно, а жрет много. Решение было найдено: максимально разгрузить его и прицепить к гидроциклу. На пару с гидроциклетным движителем один мотор лодки ее вытянет. Теория оказалась верна. Шли очень бодро, гидроцикл даже не собирался перегреваться, и его лошадиных сил хватало с запасом.

РЯДОМ С ОЛЬХОНОМ
Мы были рады видеть северный мыс Ольхона и пляж с нагретой галькой под смотровой площадкой на скале. Все было хорошо, пока часть наших товарищей не захотела подняться по сыпучим склонам на самый верх. Естественно, ссыпали несколько крупных камней и много маленьких. К чести техники и это дурацкое испытание она выдержала — дырок в ней камнями не наделали.



Ступа просветления. Внушительное сооружение высотой 6.35 метра, построенное в 2005 году на острове Огой, стало одним из самых посещаемых мест Байкала

Меняем курс. Из-за катера-инвалида решили не обходить Ольхон с востока, а идти тем же путем что и пришли, — вдоль западного берега. Встретить корабль и прицепить катер к нему. Но вдруг дунуло. Поднялась невысокая, но неприятная волна. Уходя от нее, пару раз пересекли Малое море. Намотали много незапланированных километров и опять заходили в залив ольхонской переправы под зуммеры «бензин на нуле».

Последняя ночевка. Теперь-то я понимаю, что это была ночь с пятницы на субботу, а тогда мы никак не могли осознать, откуда во всех заливах столько любителей отдыха на природе. С трудом нашли бухту, в которую сложно попасть со стороны суши. Там под завывания ветра и заночевали.

ШТОРМ
Это было великолепно. Конечно, всем очень нравится взрезать ровную водную гладь, но без волн радость от путешествия была бы не полной. Несколько часов прыжков по волнам высотой до трех метров: да, мы устали скакать, получать холодной водой по физиономии, рисковать, врезаться во внезапно выросшую волну так, что на компанию пришлось два выломанных визора. Но так путешествие становится приключением, а это удовольствие уже другого порядка.

О споре на виски мы помнили, но пытаться переворачивать «крузер» специально после того, что он выдержал, не было ни желания, ни смысла. Практика доказала его надежность.



Сувениры. На развалах — всевозможные предметы культа из дерева и камня. Но для настоящего знатока самый желанный подарок с Байкала — рыба


Тур на память. Кажется,  большинство туров на Байкале сложено так,  чтобы показать не тропу, а Путь с большой буквы