Хиппи энд. Антиутопия от амбассадора "Мирамистина"

Хиппи энд. Антиутопия от амбассадора "Мирамистина"
Иван Охлобыстин «Дом солнца» (Издательство «АСТ» 2020)
Новая книга Охлобыстина состоит из двух частей. Первую из них нельзя назвать слишком свежей — 10 лет назад по повести «Дом солнца» Гарик Сукачев снял одноимённый фильм. Вторая — «СССЭР» — кажется нигде ранее не замечена. На первый взгляд, никакой связи между этими произведениями нет. На второй, впрочем, тоже.

Рассказывать про «Дом солнца» тем, кто смотрел фильм, довольно бессмысленно. История советского хиппи по прозвищу «Солнце», который наслаждается собственной как бы внутренней свободой, ввязывается в разные истории и совращает девочку из хорошей семьи, в итоге погибая из-за собственного нелепого нонконформизма.

Вторая история несколько сложнее. «СССЭР» — антиутопия про 12-летнего мальчика, живущего на 177 этаже жилого комплекса на 4 миллиона человек — не то в тоталитарном, не то в просто шизофреническом мире (хотя одно другого не исключает). Коммунизм победил на всей Земле, члены КПСС получают почётный статус Эльфа, а все граждане делятся на «умный войлок» и «мохер», и между ними идёт непримиримая борьба.

Иван Охлобыстин — фигура довольно неоднозначная, а как известно, если человек неоднозначен, то во всём. И как писатель — в том числе. В этой книге есть масса забавных изобретений – помимо «мохера» (ну, мы же понимаем этот намёк), тут неожиданно появляется дядя Анискин, а так же Иннокентий Смоктуновский и Олег Даль, которых Охлобыстин почему-то высмеивает не щадя живота своего (возможно завидует актёрскому таланту, которого самому автору крайне недостаёт).

Претензий к повести, собственно, может быть всего две. Во-первых, она написана довольно специфическим тяжеловесным языком — наверное, для пущего драматизма. Ну а во-вторых, при всём уважении, Иван пока не достиг уровня Виктора Пелевина, который умеет идеально выстраивать параллельные вселенные. Впрочем, судя по некоторым намёкам, у «СССЭР» будет масса продолжений, так что рано или поздно научится.

 

Текст Влад Ковлейский