Ленин с нами! Исторический детектив с элементами нервных болезней

- Люди
- 10 ноября 2021
«Смерть чистого разума». Издательство «Эксмо», 2021.
В 1908 году в швейцарском пансионе для лечения нервных болезней собирается довольно интересная компания, среди которых несколько русских. Их размеренный быт прерывается таинственной гибелью местной звезды, писателя-анархиста Корвина-Дзигитульского. О том, что было дальше, мы узнаём из дневников и писем другого постояльца жёлтого дома, Степана Сергеевича Маркевича, но не это главное: в какой-то момент к расследованию подключается недавно прибывший пациент – Владимир Ильич Ленин.

Алексей Королёв известен как бывший главный редактор журнала Playboy. Удивительно, но в его дебютном романе нет женщин, часов и автомобилей (точнее, они там есть, но как-то мельком). В отличие от своего коллеги Николая Ускова, экс-главреда GQ, тоже написавшего исторический детектив, Королёв не стал вырисовывать прототип главного героя с себя. Он полностью отдался жанру исторической фальсификации. А что, если бы Ленин был детективом? Мог бы он составить конкуренцию Пуаро? Хотелось бы сказать, что ответ на этот вопрос мы найдём в книге, но это не так.
«Смерть чистого разума» критики сравнивают с шедевром Умберто Эко «Имя розы», но на наш взгляд напрашивается аналогия с нашумевшим некогда романом «Мифогенная любовь каст», в котором главный герой в первый день войны съел в лесу каких-то непонятных грибов и попал в параллельную вселенную, где войну ведут сказочные персонажи. Но там всё было понятно: Карлсон за фашистов, Колобок – за наших. Книга Королёва построена на куда более сложных аллюзиях, для понимания которых нужно либо обладать серьёзной эрудицией, либо вооружиться гуглом. Здесь огромное количество персонажей, отсылок, цитат – и все они на что-то намекают. Обычно в таких случаях делают сноски: «Автор намекает на...» Но автору, похоже, нравится водить читателя за нос. Так что не стоит ждать лёгкого чтива. Зато вы узнаете много нового. Ну и вообще, не так уж часто главные редакторы пишут серьёзные книги и было бы величайшей ошибкой, как любил выражаться Владимир Ильич, не воспользоваться шансом их оценить.
Текст Владислава Ковлейского