Сегодняшняя наша прогулка — по Монголии

23 июля 2012
Сегодняшняя наша прогулка — по Монголии
Воздух Монголии — это вирус. Симптом заболевания — любовь к степным просторам. Лечению не поддается. Проверено… Первые впечатления от Монголии мы получили три года назад. Тогда наша команда на пяти эндуро за пару недель прошла по закольцованному маршруту немногим более двух тысяч километров.

После этого мы много путешествовали по России и Казахстану, побывали и в горах, и в степях, но бескрайние монгольские просторы продолжали манить своей неповторимой уникальностью. И особенно привлекала пустыня Гоби.



ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПУСТЫНЮ
Подготовка началась за год до похода. Палатки, спальные мешки, шлемы, мотоботы… Обновили всю снарягу и подготовили технику с учетом суровости района путешествия. За неделю до старта отправили мотоциклы в почтовом вагоне «Москва – Иркутск». Маршрут, рассчитанный на 24 дня, начинался в Иркутске, уводил на самый юг Монголии и далее шел на запад с финишем в Барнауле (то есть государственную границу мы пересекали в двух разных точках — вход через Монды и выход в Ташанте). Треть нашей дистанции, проходящая по югу Монголии, непосредственно в Гоби, никогда ранее не видела российских мототуристов. Эта территория сегодня считается самой малонаселенной на нашей планете. Именно там обнаружено самое большое количество хорошо сохранившихся скелетов древних ящеров…



Водные процедуры.
Брод без скользких камней – порадуй железного коня, искупай его!



АЗС в степи.
Жизнь в пустыне – это вода, а для нас еще и бензин… Хоть и не 95-й, но честный, а вокруг заправки есть связь

В Гоби много грунтовок, но никогда не знаешь, когда и кто их накатал и куда они выведут. То ли к реке, то ли к юрте пастуха, то ли просто растворятся в песке или в степи… Встречающаяся практически во всех публикациях о путешествиях по Монголии уже приевшаяся фраза, что «в этой стране дорог нет, есть только направления», в Гоби верна до буквальности. Здесь даже GPS-навигаторы оказываются бесполезными, поскольку электронных карт Монголии не существует. Зато с полной отдачей востребованы обычный компас и одометр. В сутки мы обычно проезжали по 200–300 км. Причем в основном стоя на подножках. И не зря предусмотрительно обули мотоциклы в кроссовую резину, так как из пройденных 5 тыс. км только 700 имели асфальтовое покрытие, да и те возле столичного Улан-Батора. Не секрет, что в последнее время Монголия стала очень популярным регионом у мототуристов всего мира, и на пропускных пограничных пунктах всегда можно встретить коллег-путешественников, говорящих на самых разных языках. Однако, несмотря на такую «конкуренцию», нам все-таки удалось осуществить свой первопроходческий замысел — в доказательство уникальности маршрута мы обнаружили свои же незатоптанные следы, оставленные во время гобийской разведки три года назад.



Полный газ!
Данила-мастер рисует на песке узоры

ЛЕТОПИСИ ПУСТЫНИ
Обычно пустыня ассоциируется с морем песка и барханами. Но Гоби другая. Здесь нам попадались и скалы, и небольшие деревья, и кустарники, но в основном, конечно, это бескрайние степи. Были и дюны, раскинувшиеся на десятки километров в длину, на несколько километров в ширину и высотой в десятки метров. Пересечь на мотоцикле такие препятствия чаще всего невозможно. Да мы и не пытались, проще было проехать краем или вовсе миновать, выбрав другую траекторию. Правда, несколько раз в пески все же забирались, чтобы сфотографироваться и просто погонять — отвести душу.

Сердце Гоби — огромная, окруженная горами долина, наполненная песками и изрезанная каньонами. Эти места насыщены историей исчезнувших цивилизаций. О них напоминают курганы и огромные каменные пирамиды. Мы встретили сохранившиеся наскальные росписи, изображающие диких животных. Нашли несколько разных по форме металлических наконечников от стрел луков — возможно, охотников, а может, и воинов. Скелеты животных и птиц здесь дело обычное, но несколько раз пришлось видеть и скелеты человеческие. Кто это и как оборвалась их жизнь — остается загадкой. Но люди здесь раньше точно жили, охотились, пасли скот, выясняли между собой отношения…



Общения с духами.Через шамана можно что-то спросить у них или попросить. Я молчал, но через три дня неожиданно бросил курить

ДРЭГ-РЕЙСИНГ В СТЕПИ
Целью нашего похода было пройти не только степные и пустынные районы Гоби, но и прихватить горную часть Монголии с высокими перевалами и глубокими бродами. Из-за отсутствия какой-либо цивилизации на маршруте и запланированной полной автономии на двенадцатый день путешествия на озере Баянсаур, недалеко от дремлющего вулкана Аргалант, нас поджидала «техничка» с топливом. Это произошло в единственной точке пересечения нашего пути с более-менее приличной автомобильной дорогой. Обычно же мы старались не пользоваться известными трассами, по которым «пуляют» мотодальнобойщики на тяжелых эндуро. Хотя, если честно, в тех местах даже на федеральной «магистрали» за день можно встретить лишь одну-две машины, не более. Да и то если повезет. Гораздо чаще в степи попадаются стайки сайгаков. Мы даже пробовали тягаться с ними в скорости – носились наперегонки. Один раз уже почти догнали. Но… согласились на мировую ничью. Не стали мучить животных. Тем более что в Монголии за убийство одного «красно-книжного», говорят, дают два года тюрьмы и берут штраф в 10 тысяч долларов. Зато исконно мужскую страсть добытчика можно удовлетворить с удочкой — в горных озерах и реках полно рыбы!



Алтайский сфинкс.
Это произведение сделано архитектором по имени Ветер



Сообщение из прошлого. Кто-то очень давно отбил эсэмэску, и я ее получил…

БУБЕН ШАМАНА
Однажды, перевалив через горный хребет, мы выехали к озеру. Поразила не только красота неожиданно открывшегося пейзажа, но и скопление двух сотен кочевников на берегу. Они были заняты каким-то религиозным обрядом. В центре всего действа перед жертвенным алтарем с телом барана находился шаман. С помощью медитации и бубна он достиг транса и вещал голосом предков. А через полчаса общения с потусторонним миром потерял сознание. На этом мероприятие и закончилось. Оказалось, что это было поклонение небу. Вообще-то в Монголии уже около пяти столетий назад был официально узаконен тибетский буддизм. Однако шаманизм — древнейшая религия монголов — до сих пор сохранился в некоторых отдаленных уголках страны. Знакомый монгол рассказал позже, что обряд захоронения, например, в этих местах был всегда прост. Вынесли умершего в пустыню или степь, обложили камнями — и все. Если даже дикие животные, которых вокруг немало, и доберутся до погребенного тела, то считается, «чем быстрее съели, тем лучше был человек». И еще будто вплоть до недавнего времени было и такое: если кочевник  упал с коня и не смог подняться, его оставляли умирать в степи. Правда это или легенда для туристов, неизвестно…



Лагерь на Луне.
Ночью я вылез из палатки, походил вокруг, посмотрел – точно, Луна!

СОВРЕМЕННЫЕ КОЧЕВНИКИ

Сегодняшние монголы и сейчас живут в юртах, но не отказываются и от благ цивилизации: часто рядом с юртой можно увидеть мотоцикл или даже автомобиль, а внутри — радиоприемник, иногда телевизор и DVD-плеер. В качестве гостей нам довелось побывать в нескольких монгольских семьях. Их уклад жизни остался почти таким же, как сто или тысячу лет назад. Пасут скот, воспитывают детей. Не редкость, когда монгол свободно говорит на русском — многие учились в советских институтах или техникумах. Народ очень гостеприимный, гостю могут отдать последнее.



Каскад озер.
Мать-гора, самый юг Алтайских гор. Одно из чудес света…

…Всякий раз вспоминая этот поход и показывая друзьям фотографии, я… нет, не переношусь обратно в степи и пустыни, как это часто пишут многие путешественники в своих отчетах. Я просто жалею своих друзей, которые не видели и, возможно, никогда не увидят этих красот воочию. Ну а мы в этом году опять собираемся в Монголию!



Записи для истории. Вроде степи одни вокруг да пустыни, но событий и эмоций много, и надо их зафиксировать для потомков


Кладбище динозавров. Всего миллион лет назад тут был настоящий заповедник этого зверья


ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ НА ЗАМЕТКУ
Для посещения Монголии россиянам требуется виза, ее можно оформить в консульском отделе посольства Монголии в Москве (Борисоглебский пер., 11). Доставка мотоциклов поездом до Иркутска нам обошлась от 7 до 10 тыс. руб. за единицу техники (зависит от веса). Обратно в Москву мотоциклы можно отправить из почтового отделения железнодорожного вокзала Барнаула.

Выбирая снаряжение, стоит учитывать резко континентальный климат (днем – жарко, ночью – холодно) и ориентироваться на более теплую мотоэкипировку и утепленные спальные мешки – несколько раз приходилось просыпаться в горах под снегом. Палатки лучше брать из экстремальной серии, с хорошей аэродинамикой и металлическими дугами, способными выдержать сильные ветры.

С сувенирами в Монголии непросто – их можно приобрести только в Улан-Баторе. Обратите внимание на изделия из войлока, национальные головные уборы и халаты. Неплохо купить на память диски с национальной музыкой, в том числе с горловым пением – под нее здорово предаваться воспоминаниям о монгольских просторах. Но ни в коем случае не берите с собой найденные в пустыне или предлагаемые местными окаменелые кости или яйца динозавров – они запрещены к вывозу и на таможне могут возникнуть сложности.