Кольский 2020. Путешествие с прицепом, часть первая

Кольский 2020. Путешествие с прицепом, часть первая
Уехать дальше — стать ближе (надпись на корабле в Дальних Зеленцах)
Я ездил на Кольский почти десять лет назад. Даже снял там фильм «Тайный Берег». Был на Рыбачьем, Немецком, Муста-Тунтури... В известном броде на старой немецкой дороге мы утопили пикап. В этот раз мне хотелось посмотреть другую часть полуострова, но в более комфортном формате. В планы входило посещение Териберки, Дальних Зеленцов, Ревды, Дороги 1000 ручьев и окрестностей. На всё про всё было выделено 11 дней, из которых четыре на доезд.

Наверняка у всех есть знакомые, которые бывали на Кольском несколько раз. Некоторые даже 2-3 раза в год, при любом удобном случае, мчат туда чтобы «просто пожить Севером». Как всегда, перед поездкой события начали развиваться стремительно, а буквально за несколько дней до старта нам на испытание ещё дали прицеп SandTrekkerXS. Тема хорошая, но при подключении 13-pin разъёма под фаркоп, возникли сложности. Без блока согласования машина просто сходила с ума, а блока согласования на 13-пин на Toyota LC Prado 150 в России не было, поскольку они не пользуются спросом — все довольствуются 7-пин. В итоге, блок удалось добыть только через официальную «Тойоту» — установили и всё заработало. Кроме того, я наконец отреагировал на разговоры с соседом и залил на пробу лукойловский Genesis 5W30, так как планировался пробег не более 6 тыс. км на круг. Потихоньку собрал вещи. Хотя после возвращения из последнего путешествия всё было отмыто и разложено по полочкам — оставалось только снова всё упаковать да взять спальник потеплее. Короче, когда в гараже порядок — это удобно. Итак, едем на Кольский с жилым прицепом.

У меня есть опыт езды с прицепом по Южной Америке. Сопровождая мотопутешествия я накрутил за рулём более 120 тысяч километров по Чили, Аргентине, Перу и Боливии. Правда в виду широких парковок и кемпингов, двигаться там приходилось в основном прямо. Не было необходимости сдавать назад, чтобы припарковаться. Моя первая российская парковка с прицепом, проходила на стоянке у супермаркета и очень повеселила окружающих. Но я справился, пусть и не с первого раза.

И вот машина загружена сухпайком, прицеп заправлен водой (75 л), газом (баллон Hexagon Ragasco на 18,5 л) и пять литров бензина заправлено в бак для Webasto (установлен сухой фен внутри).

Я давно не практикую ранние выезды — выспался, позавтракал, помылся и в дорогу. Кстати, со мной как всегда поехала моя собака Бона — большой швейцарский зенненхунд, которая старается не пропускать не то что путешествия, но даже обычной поездки за продуктами. Всегда в машине! Если начать паковать багажник — собака будет жить в нём пару дней, чтобы не уехали без неё.

За первый день я докатил до товарища, который строит щитовой домик под Ланденпохьей. За спиной было 850 км дороги. Раскатали маркизу, разожгли костерок. Дождь лил как из ведра, но сидели долго — давно не виделись. Перед сном я на десять минут врубил «Вебасто» и забрался в тёплую сухую комнату. Так гораздо проще и не надо ставить палатку под дождём. Тут же любимая подушка из гречки и широкий спальник — в тепле и уюте. Для меня это стало актом лишения прицепной девственности, так как до этого я никогда не ночевал в прицепах и автодомах. Проснулся отдохнувшим. Завтрак на двоих был приготовлен тут же. Недолгие сборы и снова в путь, на Север.

Вторая ночёвка была за 300 км до Мурманска, на парковке дальнобойщиков, среди северных лиственниц и мха. Утром я заварил большой термос чая, сварил кофе, поел, всё помыл и покатил в сторону Мурманска, где днём мы должны были встретиться с Борей Павловым из тверского «4х4Sport». В случайном разговоре оказалось, что время и цели поездки на Кольский у нас совпадают. Почему не объединиться?

Прицеп на хвосте не вызывал сложностей на трассе. Удачная развесовка положительно влияла на стабильность поведения на скорости в районе 100 км/ч. Я давно не гоняю и никуда не спешу. Дорос до того, чтобы сознательно отказываться от части дорог и достопримечательностей, так как всё посмотреть невозможно. Тем более, что есть вполне определённая цель. Надо ехать — еду, не спешу, не нервничаю, сплю, ем, отдыхаю, выгуливаю собаку, варю кофе. Не стремлюсь к нереальным показателям, принимаю дорогу как есть.

Знакомые пугали, что лукойловский Genesis будет угорать, шуметь и вообще, «что я натворил», но люди в инстаграме напротив уверяли, что льют давно и не парятся. Главное, как и всегда, следить за уровнем, ну и менять на пробегах 5-6 тыс. км. В общем, на всякий случай проверял в дороге уровень — всё было в норме. Цвет и консистенция не менялась, запахов не было.

Встретились с Борисом и пошли на Териберку. Дорога набита, асфальт вполне сносный. Большой участок на ремонте и моноприводные автомобили ехали от силы 20 км/ч, мы же, пользуясь служебным положением, топили все 60. Скоро тут будет хайвей! Доставка китайцев, желающих зачать ребенка под северным сиянием, должна идти без сбоев. Нельзя допустить, чтобы их трясло.

Первые километры пересечёнки с 750-килограммовым прицепом за кормой тоже не вызвали паники — прицеп и прицеп. Единственное, из-за моих расширителей «арктиктракса» не видно колёс прицепа и я переживал, что пропущу момент прокола и шина погибнет. Но Борис ехал сзади и был внимателен. В общем, ситуация находилась под контролем.

Териберка, на волне популярности глотнувшая денег, в тёплый сезон оживает. Всё забито стихийными лагерями рыбаков. Берега посёлка утыканы палатками и шатрами, лодками и автомобилями из разных регионов страны. Побродили по руинам былого советского величия. Грустно! Александр Васильев из «Сплина» мог бы сочинить здесь пару альбомов за неделю. На одном из перекрёстков Териберки Боря встретил земляков. Отвертеться не удалось, и мы съели много печени трески, которая ещё вчера плавала в Баренцевом море. Ребята пригнали сюда из Твери большой морской катер для рыбалки. Готовились год, покупали специальные снасти для ловли морской рыбы, искали удачные локации и вуаля — от 200 до 400 кг улова вчетвером за один выход в море. Погода была подходящей, треска сама насаживалась на крючки, а я никогда за один раз не съедал столько свежей печени. Было вкусно! Уха, жареная рыба, огурчики, да на Баранцевом море... Добрые рыбаки вручили нам пару рыбин в дорогу, и мы потом ещё несколько дней их благополучно доедали.

После того, как мы прошли Териберку, полазили по скелетам кораблей, наелись рыбы и напитались местной безнадёгой — решили двинуть в сторону планируемого лагеря — заброшенной дороге Геологов. Включив понижайку и первую передачу, я преодолел с прицепом довольно сложный подъём с большим количеством ям и радиальных вывешиваний. Сначала были сомнения — смогу ли? Ещё ведь прицеп. Но ничего, прочь сомненья! Внутри печень трески, на лице улыбка, морда верного пса в окне, случайные зрители из местных и туристов достали телефоны — вперёд!

Фотографии, конечно, не в силах передать ни уклона, ни сложности подъёма. Скажу одно — этот подъём не одолеть обычным кроссоверам.

Боря нашёл отличное место и я рулю к нему. Не спеша. Какой-то тупиковый военный проезд с небольшой площадкой под две машины и нереальным видом. Немного корячусь с прицепом, но с помощью товарища и камней располагаюсь идеально. И маркизу со стенками развернуть можно и хороший доступ к кухне для готовки.

И вот тут, в абсолютнейшей тишине, пришло осознание — я на Кольском. Собака наворачивает огромные круги среди каменных глыб, на плите стоит уха и нас накрывает. Именно за этим ощущением снова и снова сюда стремятся автотуристы и, кстати, не только из России. Знакомые итальянцы уже зафрахтовали меня в качестве гида на следующий год. Но и в этот коронавирусный сезон от количества путешествующей братии не продохнуть. Хорошо, что народ в основном сознательный и на откровенные помойки мы не натыкались. Все увозили свой весь мусор и это очень радует.

Мои попутчики спят в палатке. У них хорошая палатка, пуховые спальники и отличная мембранная одежда. Я же спокойно поставил маркизу со стенками, разобрал стол и стулья. Моё спальное место всегда готово меня принять. Там сухо и тепло! Собака же по привычке ночевала в машине.

Вечерело, но не темнело. Так вот какой ты, полярный день. Дул лёгкий ветерок, сменяющийся моросью и дождём, но ведь мы именно за этим сюда и ехали. Вечером был вкусный ужин. Много болтали и смеялись.

На следующее утро на берегу Баренцева, за бутербродами с икрой из местного магазина, было принято решение никуда не ехать. У нас было идеальное место, без соседей. При том, что ближайшие к Териберке озера забиты туристами со всей страны — с удочками, лодками и, к сожалению, алкоголем.

Решили сходить к маяку и заброшенной базе Геологов. Накидываем мембранки (у меня, кстати, лёгкая Norveg — отработала прекрасно) и потихоньку тянемся по мху к маяку, не доходя до которого расположена брошенная база. На суровых пляжах Кольского такая же суровая галька и приходится перепрыгивать с камня на камень. Пожалели, что не взяли треккинговые палки, они бы значительно улучшили ситуацию с пешими вылазками по камням и хилым тропкам, среди мха и воды. Дошли по красивой тропе до базы геологов. На карте есть дорога, по которой вездеходы когда-то доставляли сюда грузы — по ней лучше не ходить, неинтересно.

База геологов — нагромождение разрушающихся жилых вагончиков, с вырезанными из журналов изображениями женщин на стенах... Уже при распаде СССР тут что-то активно исследовали, да так всё и бросили. Нагромождения ящиков с геологическими образцами так и остались не вывезенными.

Пока ходили, нас сильно потрепало дождем. Возвращались, ели морошку. От усталости валились в мокрый мох, ели чернику и улыбались. Есть на Кольском какая-то энергетика! Дождь лупит по лицу, колени болят от бесконечного подъёма, ботинки скользят на камнях, ты прошёл уже 27 тысяч шагов по сопкам, но остаёшься довольным и счастливым.

По возвращению в лагерь нас ждала уха из трески и очень вкусный чай. Не помню как спал, но помню, что ночью дождь молотил по стенкам прицепа и я думал: «Как там ребята в палатке?»

(продолжение следует)

 Текст и фотографии Сергея Лысенко

По теме: Кто такие трескодеры. Рыболовная экспедиция на Териберку