По следам сталинской стройки № 501

26 марта 2011
По следам сталинской стройки № 501
Сегодня для многих молодых людей слова «СССР», «Сталин», «ГУЛАГ», «пятилетка» – просто набор печатных символов. Для нашей же команды эти слова все еще имеют определенный смысл. Поэтому мы наполнили тестирование новой машины исторической составляющей, проведя обычную экспедицию по покорению бездорожья там, где происходили одни из наиболее драматичных событий советского времени...


Для лучшего понимания происходящего перенесемся в не очень далекое прошлое нашей страны. 1949 год. По приказу товарища Сталина начинается стройка железной дороги от Норильска до Салехарда и далее до Мончегорска на Кольском полуострове, получившая номер 501. Назначение дороги понятно – переброска полуфабрикатов никеля от места добычи до комбинатов окончательной переработки. Дополнительно «железка» должна была укрепить север страны, а также обеспечить рабочими местами «врагов народа» в послевоенный период. Лозунги брошены, надо выполнять поставленные задачи. На север эшелонами свозятся зеки и «обслуживающий персонал» с автоматами. Со всей страны собираются материальные ресурсы, в том числе отработавшие свой век рельсы с разобранных дорог. Начинается гигантская стройка, по масштабам сопоставимая с Беломорканалом. Только по официальным данным одновременно на ней трудилось до 80 тысяч человек. Сколько из них осталось там навсегда – неизвестно, но лагеря, огороженные со всех сторон заборами из колючей проволоки и сторожевыми вышками, стояли примерно через каждые пять километров. В 1953 году «отец всех народов» умер, и строительные функции у МВД забрали. Объект № 501 прекратил существование.


ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ!
Через 57 лет после описанных выше событий мы решили проехать по этим историческим местам. Заболоченная тундра, множество рек, удаленность точек старта и финиша от цивилизации и отсутствие какой-либо технической поддержки щекотали нервы. Особенно учитывая, что лишь два гусеничных вездехода «Бобр» около десяти лет назад смогли пройти летом этот маршрут. У них были свои сложности, у нас свои – машина только одна, она не совсем доделана и это ее первый серьезный выезд. Но желание проехать вдоль 501-й стройки, по всем ее буеракам, лагерям и рекам, а заодно поставить логическую точку в испытаниях нового вездехода, предназначенного для круглогодичного использования, победило. Да и не хотелось откладывать на потом то, что можно сделать сейчас…


Мистика, конечно, но именно здесь десять лет назад у «Бобров» сломалась ходовая


Лезть в воду, чтобы отцепиться от коряги, не хочется, лучше попрыгать на крыше!

ПОЙДЕШЬ – НЕ ВЕРНЕШЬСЯ?
До начала внедорожной части маршрута в Надыме добрались на TLC, загнав вездеход на большой прицеп. Север сразу обрадовал выпавшим снегом (пора уже, 15 сентября, однако!) и хорошим отношением местных джиперов, которые, правда, не очень верили в успешность наших планов. «Мы ходили на подготовленных спортивных машинах на шестьдесят километров и вернулись обратно. Мы не смогли победить дорогу, а как вы с этим справитесь? Ну не знаем, не знаем... Идите, потом расскажете…» И мы пошли. Почти полетели! Промчались первые пятнадцать километров, а потом... Примерно там же, где у «Бобров» сломались ролики натяжителей гусениц, раздался щелчок, и машина перестала бороться с болотной жижей. «Все плохо! Срезало полуось привода переднего правого колеса», – хором закричали экспедиционеры на пассажирских креслах. «Все хорошо, – сказал главный конструктор Алексей Макаров, – у нас есть запасная!» После вскрытия узла фатальный диагноз подтвердился, но после двух часов плюханий в болоте с различными комментариями все заработало. Но если сказать, что это была штатная ситуация, значит, соврать. Еще одна такая поломка, и технику придется оставлять на зимовку, а экипажу как-то выбираться. Причем легко выбраться из этих гиблых мест можно только мысленно…


РОБИНЗОНЫ ТУНДРЫ
Вроде глухая тундра вокруг, но оказалось, что здесь тоже встречаются люди! В этом сезоне мимо них никто еще не проезжал, поэтому все были искренне рады нашему появлению. Все пятеро. Первым обрадовавшимся был некто Андрей. Уже 24 года он живет один на «дороге». Зимой мимо его дома идет зимник, а когда снег сходит, то в следующий раз он видит людей только через девять месяцев. Закон его жизни – «круговорот зимников в природе». Еще один отшельник, оставшийся неизвестным, постоянно с кем-то разговаривал, разливал чай по блюдцам, готовил бутерброды, а вечером стелил кому-то несколько кроватей, ложась спать на полу на телогрейке. Как долго это уже продолжается, мы так и не выяснили… А вот Василий, «почти добровольно» оставленный на базе «Волчья яма» для охраны нескольких домиков, бани и железнодорожной дрезины, четвертый год общается с вполне конкретным персонажем. Он и медведь поделили между собой окрестности базы и помогают друг другу выжить. Например, если Василий выбрасывает остатки еды, то он должен помнить о косолапом друге и ожидать его в гости. Если же медведь задирает из пробегающего мимо стада 5–6 оленей, то от пиршества Василию, как правило, перепадает несколько десятков килограммов мяса. Каждый знает, что рядом есть сосед, не стоит его беспокоить и нельзя одновременно вступать на одну и ту же территорию. Так и живут в мире и согласии.


НОВЫЕ КОМИКИ
Комики – в смысле по национальности – от коми-пермяки. Коми Володька (он сам так представился и чуть не сломал мне ладонь при рукопожатии) и ненец Леня родились в поселке Полуй и продолжают в этих краях строить свое дело. У Лени стадо оленей в 800 голов. И каждого он знает «в лицо», удивляясь, почему мы так не умеем. Приехав раз в месяц для смены своего родственника, может спросить: «Где такой-то олень, мой родственник?» И еще уточнить, с какой головой, рогами, походкой и особенностями двигательного аппарата он хочет увидеть животное. На что родственник обычно резонно отвечает, что, мол, эта особь, возможно, погибла при загадочных обстоятельствах там-то или, наоборот, бегает по тундре и кушает вкусный ягель. Простой вопрос – простой ответ! Знающие говорят, что сейчас ненцам установлено ограничение на количество выращиваемых оленей, поэтому они скрывают их истинное количество, занижая поголовье как минимум в четыре-пять раз. Каково же знать «поименно» несколько тысяч оленей, нам бледнолицым, видимо, никогда не понять! А еще Лене очень понравился «Макар», который он тут же предложил обменять на половину своего стада. А на отказ спокойно ответил: «На самом деле, зачем вам олени в Екатеринбурге? Я, однако, вам деньги лучше привезу». И его совсем не смутила стоимость машины в пару-тройку миллионов рублей – просто хочется пасти оленей в теплом автомобиле, а не морозиться на снегоходе…

Наведение переправы обычно вызывало положительные эмоции!

БОЛОТНАЯ ТАКТИКА
Движение по низинным болотным участкам тундры требовало тщательного выбора траектории. Теоретически на больших колесах можно ломануться и напрямую, но в итоге получится себе дороже. Поэтому обычно сложные участки по жиже протаптывали ногами – веселое и согревающее занятие! Если пешеход не утонул, значит, можно и на технике ехать… Не обошлось и без форсирования водных преград. Большинство мелких ручьев и залитых канав легко переезжали с ходу, но в девяти случаях пришлось организовывать настоящие переправы. С крыши отстегивалась легкая надувная лодка, все участники кроме водителя отправлялись на ней на противоположный берег, а затем, как бурлаки, перетягивали вездеход веревкой. Когда берег был слишком крутым да еще со скользким илом на дне реки, приходилось подключать лебедку. Ширина встреченных рек была от 20 до 70 метров. Кстати, та срезанная в начале пути полуось оказалась единственной поломкой. Ну, почти единственной. Еще отвалились ручки от обеих дверей вездехода. К сожалению, не все железки отечественного серийного производства, установленные на «Макаре», отработали надежно. Но, невзирая на эти беспрецедентные потери, дальнейшее продвижение шло в штатном режиме.


Не всегда наш «Макар» проезжал все сам. Иногда приходилось ему помогать

 
- Между шпалами просматривается наиболее весомая часть нашего экипажа

- Эта дорога уже отжила свой век…


ВЕЗДЕХОД «МАКАР»
Двигатель – дизельный Tоyota 1KZ-TE (130 л. с.), АКПП. Мосты – TLC 80, принудительные блокировки. Раздаточная коробка – доработанная Toyota SURF. Шины – ТРЕКОЛ (1300/600/533). Расход топлива по дороге с твердым покрытием при скорости 65–70 км/ч – 15.5 л на 100 км, по бездорожью – 3.8–4 литра в час (фактический). Каркас кузова изготовлен из титановой трубы 38/2 и обшит алюминиевым листом 1–1.5 мм, утеплен пеноизолом толщиной 20 мм. Для обогрева в холодное время года установлен обогреватель Webasto. Конструкция вездехода рассчитана на автономное проживание всех членов экипажа в любых погодных условиях в течение примерно 10 дней.



ПЕЧАЛИ И РАДОСТИ
Основным развлечением в пути было высматривание и разглядывание различных следов животных и вспоминание их повадок. После некоторых таких «экскурсий в природу» особо слабохарактерные участники экспедиции клали под подушку ножи («Для ближнего боя!»), а сверху на полку еще и заряженное ружье. Впечатлительные люди! Хотя и мне следы от лап по 15 сантиметров в поперечнике показались совсем не заячьими… А еще наблюдали росомаху, двух лосей, пару десяток глухарок с птенцами, лебедей, белых орланов, множество уток и куропаток. Последние иногда попадали в наш котелок, внося некоторое разнообразие в стандартный походный рацион. Вообще наше путешествие можно в некотором роде сравнить с подготовкой космонавтов для полетов в космос – такая же автономия и замкнутое пространство. Необходимо было на протяжении двух недель находиться внутри «Макара», видеть одни и те же лица, вместе принимать пищу и отдыхать, лишь ненадолго выходя за пределы агрегата. Удивительно, но это оказалось посильным. Какие должны быть гармония и слаженность в команде, если кое-кому удалось все эти дни проехать, так и не надев сапоги и при этом остаться живым после похода! 


Срезанная полуось – это одновременно и диагноз, и повод к действию


ГОРИЗОНТЫ ЗОВУТ!
Среднесуточные дневные переходы составляли от 26 до 70 километров. Основная внедорожная часть маршрута длиной 320 километров от Надыма до Аксарки (Салехард) была пройдена за пять дней. Естественно, дались они не без боя. Но уже оказавшись на барже по пути на материк, наружу выплеснулась общая эмоция: «Ну, не хватило нам адреналина!» На что был тут же найден ответ: геройские подвиги начинаются тогда, когда не хватает мозгов, времени и средств на качественную подготовку поездки. Чуть-чуть не доделали что-то – и можно долго и мужественно преодолевать трудности и лишения. А мы пока наслаждались успехом от вполне серьезного путешествия с конкретными задачами, хоть и с эффектом псевдолегкого достижения результата. Практика показала, что технические моменты, заложенные в конструкцию машины, вполне правильные, что дает повод задуматься о более сложных и интересных экспедициях. Осталось за немногим – клонировать аппарат, а дальше куда глаза глядят… 



СУХИЕ ФАКТЫ
От точки старта в Екатеринбурге до начала внедорожного участка – 2100 км. Протяженность активного участка (красный цвет трека), пройденного на вездеходе по бездорожью, – 320 км. Общая длина маршрута с транспортировкой вездехода на барже и трейлере – 3600 км. Пробег трейлера сопровождения – 4500 км.


 
P. S. Готовя путешествие и этот материал, мы не в коей мере не ставили целью проведение PR-акции отдельного механизма. Машина для нас лишь средство, позволяющее расширить собственный кругозор.