Ещё до карантина. Путешествие по закоулкам Европы

Ещё до карантина. Путешествие по закоулкам Европы
Вдали от привычных экскурсионных маршрутов и растиражированных достопримечательностей Европа, оказывается, не такая уж и приторная. За несколько лет мы накатали по европейским дорогам много десятков тысяч километров. Однако, исключив местные колориты той или иной страны, везде было приблизительно одинаково — цивилизованно и красиво. Причём красиво именно своей продуманной цивилизованностью. Городки, деревушки, отдельные домики, заводы и атомные электростанции, ГРЭС на горных реках бесспорно только украшают местную природу и приятны для глаз. Для русского же человека, привыкшего к просторам и воле, кажется, что в эту приятность все-таки «чересчур передано сахару», как сказал Николай Васильевич Гоголь. Вот так и появилась идея отправиться на поиски почти несуществующей дикой Европы.

ТАИНСТВЕННАЯ ГЕРМАНИЯ

Вдоль Балтики много национальных парков, однако все они достаточно окультурены. Если бы не старый космодром в Пенемюнде – по нашей теме смотреть было бы нечего. Это то самое место, где во время Второй мировой делали ракеты V-1 и V-2 (Фау-1 и Фау-2). Отсюда же, из глухого леса на берегу моря, они и запускались на Лондон. Почему космодром? В одном из залов музея, оборудованного в развалинах завода, я прочёл интересный комментарий: «Немецкие инженеры всю жизнь мечтали о создании новых видов транспорта и космических полётах, однако война и политика Германии тех лет заставили их работать на войну...» 

Немецкий ракетный полигон в Пенемюнде. Первая боевая крылатая ракета – V-1 (ФАУ-1)

Дальше — интереснее. Ближе к польской границе лесов всё больше и в какой-то момент кончается асфальт. Трудно поверить, но оказалось в Германии достаточно разветвлённая сеть просёлочных дорог — без покрытия, но с вполне читаемыми указателями. Можно ехать десятки километров, не встречая никаких машин. На одном лесном перекрестке мы увидели плакат (для кого он поставлен неизвестно — обычная лесовозная дорога), гласящий, что в этом лесу во времена холодной войны была построена ракетная база и хранилось восемьдесят ядерных боеголовок. Пришлось подключить все навыки, полученные на соревнованиях по ориентированию, и прикинуть — где же она могла быть. Лес-то огромный, а посмотреть хотелось! После длительных поисков, по следам тяжёлой техники двадцатилетней давности, мы всё-таки нашли базу. Периметр с колючей проволокой. Проход и проезд строго запрещены. И кто его знает, что там скрывается за заросшим бурьяном КПП. Но и издалека зрелище покинутых казарм и сторожевых вышек впечатляло. Поражал контраст — ещё утром мы завтракали в миленьком кафе на площади украшенной цветами, в каком-то уютном городке, а сейчас в глухом лесу возле трупа монстра, в чреве которого хранилось около тысячи Хиросим. И никого кругом! А может быть, это только казалось? Во всяком случае, было действительно страшно, и адреналин хлестал как из брандспойта!

Вход в бомбоубежище для истребителей, на заброшенном советском аэродроме в Восточной Германии

На другой день мы умудрились покататься по заброшенному аэродрому с исполинскими капонирами для истребителей и бетонными воротами толщиной с автомобиль. А проехав ещё километров сто по просёлкам и тропинкам, мы наткнулись на действующую базу Бундесвера. Пока я фотографировал наш Land Rover Defender на фоне запрещающих знаков, откуда-то из-за лесного поворота выскочил армейский Gelandewagen без крыши. Увидев гостей, бойцы от неожиданности чуть не слетели с дороги. Хорошо, что в Германии нет шпиономании, и они спокойно удалились, даже не остановившись. Вскоре мы заметили на карте что-то вроде озерца в лесу. Оставили машину на обочине и пошли пешком — хотелось прогуляться и заодно искупаться. Местность была обозначена как Национальный парк. Чаща сменилась редким кустарником, через него шла едва заметная колея, по которой не ездили наверное лет тридцать. И множество хорошо вытоптанных кабаньих троп, вдоль которых то там, то тут стали неожиданно попадаться... старые противотанковые мины! Потом гильзы от «Калашникова» и ДШК. Короче, дальше не пошли и вернулись по собственным следам к машине. Хотя, чего лукавить, это было предсказуемо в местах бывшей дислокации ГСВГ (группы Советских войск в Германии). Но вот местность, в которой мы оказались на юге Германии, действительно удивила. Как будто сюда перенесли кусок безжизненного плато Устюрт. Ни одной живой души. А вдалеке можно было разглядеть в бинокль то ли сторожевую, то ли охотничью вышку. И какое-то уж совсем загадочное сооружение — до сих пор так и не поняли его предназначения. Может знак для самолетов?

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АВТОБАН

Альпы преодолевали по обозначенным на картах пунктирам. Один из них как-то плавно перетекал в железную дорогу: либо там тупик, либо ещё что-то, нам пока неведомое. Двинулись навстречу неизвестности. Но всё оказалось прозаичнее и точно так, как было нарисовано в атласе, — дорога заканчивается железнодорожной станцией. Автомобили за небольшие деньги быстро ставят на платформы, их экипажи занимают места в комфортабельном вагоне — и поезд отправляется в путь через двадцатикилометровый туннель. А дальше опять горная дорожка. Примерно то же самое год назад мы видели в Норвегии, но там шоссе неожиданно оборвалось въездом на паром.

Загрузка машин на поезд в Альпах. Велосипедист – главный распорядитель процесса

ПОДАЙТЕ НА КОФЕ!

В Италии почти ничего дикого обнаружить не удалось. Конечно, кроме высоких цен на дизель – 1.45 евро за литр (для справки, обычно стоимость топлива колеблется от 1.1 евро в Бельгии до 1.4 в остальных странах Европы.) Ну и конечно стада совершенно безмозглых скутеристов — на наших глазах мамаша с ребёнком спокойно лавировала по улице вроде Проспекта Мира точно посередине встречной полосы! Апофеозом дикости стала абсолютно идиотски организованная посадка на паром в Неаполе. Три раза нас загоняли в трюм и обратно! В итоге пришлось заезжать задом в мрачный грузовой отсек, где рабочие в грязных майках и банданах, похожие на пиратов из детских книжек, ласково попросили... на кофе! За это, мол, они посмотрят, чтобы с машиной ничего не случилось среди огромных контейнеров и пеньковых тросов с шаклами величиной с автомобильный руль.

КАКТУСЫ НА КЕНГУРИНЕ

Наутро нас встретили просторы Сардинии. Через весь остров идёт отличная трасса, но если её проигнорировать, то приключения обеспечены. Безлюдье, заброшенные селения, горные дороги без покрытия, с углами въезда часто граничащими с максимальными возможностями «Дефа». Однажды на второй пониженной мы влетели на один такой перевальчик и едва не врезались в железные ворота на замке. Развернуться никакой возможности — слева пропасть, справа гора. Спускались задом долго и мучительно.

Жуткая жара в сочетании с выжженными солнцем пейзажами, бамбуковыми зарослями и пробковыми рощами — кажется, мы нашли то, что искали! Согласитесь, не каждый день приходится раздвигать бампером заросли гигантских кактусов, пробираясь в ущелье по руслу реки, высохшей ещё при Юлии Цезаре.

Температура на Сардинии за 40°С, поэтому плоды кактусов очень сочные и вкусные. Особенно когда созреют

В один из дней, намучившись, мы решили-таки вернуться на асфальт. Но лучше не стало. Узкие горные дороги не дают расслабиться ни на секунду даже при скорости около 25 км/ч. Серпантины с петлями на 180 градусов и обязательным самым большим подъёмом именно в повороте. В общем, резину потёрли изрядно. А на спуске ещё и колодки: их горелый запах преследовал нас ещё очень долго — и на Корсике, и в Пиренеях. Жара за сорок пять. Каждые полчаса приходилось выливать на голову по бутылке воды, чтобы хоть как-то прийти в себя. После такой шестичасовой гонки (тридцать километров «по азимуту» превратились в горах в сто двадцать) решено было сделать первую и, как оказалось, единственную за всё путешествие днёвку на море.

РОДИНА НАПОЛЕОНА

Корсика! Ещё один остров на нашем пути. Это уже Франция, которая очень не хочет быть Францией. Названия на всех указателях на двух языках — французском и корсиканском. Один из них всегда либо замазан краской, либо, что чаще, прострелен несколькими пулями или хорошей порцией картечи. Во всём остальном ни малейшей агрессии. Пейзажи величественны и опять же безлюдны. По федеральным трассам гуляют лошади и свиньи. Жарко и до одури душисто! Это маккия — смесь из невообразимого множества трав, цветов и колючих кустарников, источающая на солнце божественно насыщенный аромат пряностей и свободы. Маккией покрыт весь остров, все горы — она везде. Даже в магазинах сувениров рядом с бюстиками Наполеона продают душистое масло «маккия». Дикий запах! Император боготворил этот аромат.

Немного севернее не все реки пересохли, и пару раз пришлось окунуться в броды. Здесь гораздо больше леса, в котором тоже скрываются загадки. Жилища древнего человека и изваяния, похожие на истуканов острова Пасхи. Не обозначенные ни в каких путеводителях, уходящие на сотни метров в чащобу древние лабиринты из огромных камней и развалины явно донаполеоновской эпохи. Автобана, как на Сардинии, здесь нет, а горные дороги весьма опасны, поскольку второго ряда на них не предусмотрено и перед поворотом рекомендуется сигналить, что мы исправно делали.

Изваяния на обнаруженной французскими археологами стоянке древнего человека в горах

СЫР С ДОЖДЁМ

Мы съехали на берег с парома в Ницце. Искупались на знаменитой набережной Круазетт в Каннах (правда предварительно часа два проискав свободное место для парковки). Проглотили пару дюжин устриц в ресторанчике, примеченном ещё в путешествии семилетней давности (ничего не меняется), и ушли по касательной с Лазурного Берега, мимо Сан Тропеза, в Центральный массив. У нас мало кто знаком с этой местностью. Почти в середине Франции на высоте около двух тысяч метров находится безлюдная территория площадью приблизительно 100 на 100 километров. В редких деревушках здесь делают изумительный сыр, а обычная температура в середине августа порядка 5–7 градусов с постоянно моросящим дождиком. Однако грейдеры изумительной гладкости. Хотя пару раз между полями мы подумывали об снижении давления в шинах. Спасает, конечно же, каменистое основание под слоем почвы, разбитым крестьянскими тракторами.

ВДОЛЬ ПО ПИРЕНЕЯМ

Как будем строить мост? Естественно, мы построили его вдоль. Вдоль Пиренеев — главной цели нашего пути, прошедшего по территории Испании от Средиземного моря до столицы мятежной Страны басков – Сан-Себастьяна на побережье Атлантики. Для чего специально спустились на юг из Центрального массива. Пиренеи — идеальный полигон для тренировки интуиции и ориентирования, в изобилии просёлков и старых дорог, проложенных ещё римскими рабами. По прямой протяжённость гор 400 километров. У нас же в реальности получилось больше полутора тысяч. Но испанская красота стоит потраченного времени. Пологие холмы сменяются на почти отвесные, километровой высоты обрывы и жуткие ущелья, как, например, «Глотка святого Жоржа». Здесь темно даже в солнечный день. Узкая дорога петляет среди скал и увидеть, что находится за поворотом, можно лишь повернув. Интересно, за какие повороты нам придётся заглянуть в следующем путешествии?

Пиренеи.  Между Испанией и Францией
ДЕТАЛИ. ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ

ЗНАКАМ – ВЕРИТЬ!

Ни разу мы не нарушили предписаний запрещающих знаков, что всем советуем — иначе можно распрощаться с визой. К тому же, за время европейских путешествий мы убедились: если есть предупреждающий знак – за ним точно что-то будет. Например, одна табличка гласила: «Проход и проезд запрещены! В зданиях и подземных сооружениях хранились боеприпасы. Очень опасно для здоровья, особенно для печени».

С БЛОКИРОВКОЙ, НО БЕЗ ЛЕБЁДКИ

Путешествовать летом по дикой Европе можно на любом стандартном внедорожнике (лучше с пониженной передачей и блокировкой хотя бы заднего межколёсного дифференциала). Лебёдка необязательна. Обычно если есть дорога — она проходима, даже если совсем заброшена. Правда старые заросшие дороги таят неприятные сюрпризы — в густой траве можно не заметить обрыв, глубокую трещину или камень. А даже самая накатанная через несколько километров может привести на горное пастбище или хутор, не обозначенный на карте. Случайных дорог в горах как правило нет — каждая куда-то ведёт. Но всегда есть вероятность, что на самой вершине находится непреодолимое препятствие, которое установлено там просто для того, чтобы козы не упали в пропасть. Развернуться скорее всего не получится, поэтому лучше не полениться и посмотреть заранее. Зимой и лебёдка, и цепи не помешают — на перевалах даже жаркой Корсики стоят знаки «Цепи».

Высокогорное озеро. Единственная вода (кроме моря), которую мы видели на раскалённой сковороде Сардинии

БЕРЕГИТЕСЬ ШИПОВ И КОЛЮЧЕК

Пробираясь через заросли на Корсике, Сардинии и Пиренеях, закрывайте окна — все деревья и кусты с очень мощными шипами, а ветки у них крепкие и негнущиеся. От кактусов надо держаться подальше. Во-первых, можно проколоть колёса, а во-вторых, их плоды хоть и вкусны, но очень колючи, и микроскопические шипы потом неделями остаются в ладонях.

Если решите садиться на паром в Неаполе, приезжайте на погрузку часа за два-три — неразбериха и дурость ужасные. На обратном пути на российской границе таможенники могут вывернуть машину наизнанку, а могут даже не взглянуть в её сторону. Бывает и так, и так.

Текст и фотографии Павел Разин

По теме: ВЫБОР ОДЕЖДЫ И ОБУВИ ДЛЯ ЗИМНИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ